← Все статьи журнала

История искусственного интеллекта

История искусственного интеллекта

Еще с древних времен человек наделял разумом неодушевленные объекты. В легендах и мифах древнегреческий бог Гефест выковывал из золота слуг, которые были похожи на роботов. 

На протяжении многих веков такие мыслители, как Аристотель, Рене Декарт, Томас Байес и другие, описывали процессы и закономерности человеческого мышления, закладывая базу для ИИ. 

Конец 19-го века и первая половина 20-го века

В конце 19-го и первой половине 20-го веков проводились фундаментальные работы по созданию компьютера. В 1836 году математик Кембриджского университета Чарльз Бэббидж и Августа Ада Кинг, графиня Лавлейс, воплотили в жизнь первую конструкцию программируемой машины. 

1940-е

В 1940-х годах математик из Принстона Джон фон Нейман разработал идею, что компьютер может хранить в памяти программы и данные, которые он обрабатывает. В то же время Уоррен Маккалок и Уолтер Питтс заложили основу нейронных сетей. 

1950-е

В 1950-х годах Алан Тьюринг, британский математик и взломщик кодов времен Второй мировой войны, впервые проверил на практике идею машинного интеллекта. Он создал тест, который показывал, может ли компьютер обмануть следователей, заставив их поверить, что данные им ответы принадлежат человеку.

1956 год

1956 год считается отправной датой для развития современного ИИ. На летней конференции в Дартмутском колледже, которую спонсировало Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA) собрались ученые и пионеры ИИ Марвин Мински, Оливер Селфридж и Джон Маккарти, который считается автором термина “искусственный интеллект”. Кроме того, на мероприятии была представлена революционная компьютерная программа Logic Theorist, создателями которой являются ученый Аллен Ньюэлл и когнитивный психолог Герберт А. Саймон.

Logic Theorist, которая могла доказывать определенные математические теоремы, назвали первой программой ИИ.

1960-е

1950-е и 1960-е годы стали временем активной работы над ИИ, которая усиленно финансировалась правительством. Это привело к значительным достижениям в данной сфере: например, Ньюэлл и Саймон опубликовали алгоритм решения общих задач (GPS), который не решал сложные проблемы, но заложил основы для дальнейших разработок, а Маккарти создал Lisp, язык программирования искусственного интеллекта, который используется до сих пор. 

В середине 1960-х годов профессором Массачусетского технологического института Джозефом Вайценбаумом была разработана ELIZA, ранняя программа НЛП, которая заложила основу для сегодняшних чат-ботов.

1970-е и 1980-е

В 1970-е и 1980-е возникают первые сложности в виду ограничений компьютерной памяти и  других возможностей. Правительство отказывается финансировать ученых, работающих в сфере ИИ. Это привело к периоду ожидания, который длился с 1974 по 1980 год (это время известно как первая “зима” ИИ). 

С 1980 года исследования в области ИИ возобновляются, но ненадолго. Вторая “зима” ИИ продолжается до середины 1990-х годов. 

1990-е

Благодаря новым техническим возможностям компьютеров 1990-е годы знаменуется эпохой ренессанса в сфере ИИ. Именно в это время была создана благотворная почва для ИИ-достижений, которые мы наблюдаем сегодня. Развитие ИИ сильно ускоряется, и в 1997 году впервые за всю историю развития компьютерных технологий IBM Deep Blue побеждает российского гроссмейстера Гарри Каспарова.

2000-е

2000-е годы знаменуются рядом крутых достижений: запуском поисковой системы Google, системы рекомендаций Amazon и Netflix. Facebook впервые представляет свою систему распознавания лиц, а Microsoft - систему распознавания речи для ее последующего преобразования в текст. Кроме того, Google инициирует беспилотное вождение Waymo.

2010-е

2010-е годы отмечены еще более потрясающими победами в сфере ИИ: запуском голосовых помощников Apple Siri и Amazon Alexa, основанием исследовательской лаборатории OpenAI, а также разработкой языковой модели GPT-3 и генератора изображений Dall-E. 

Настоящий момент

И наконец в 2020-х годах появился генеративный ИИ — технология, которая позволяет создавать новый контент, используя подсказки в форме текста, картинки, видео, нот и т.д. 

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок открыл для себя мир компьютерных технологий, запишите его на бесплатное пробное занятие по программированию в онлайн-школу Progkids. Все уроки проходят в индивидуальном формате, а также в удобное вам и вашему ребенку время, что делает их максимально комфортными. Опытные преподаватели подбирают уникальный подход к каждому юному дарованию и поощряют любые творческие начинания учеников. В нашей школе есть внутренняя образовательная платформа, на которой можно изучать программирование в формате игры. Более того, ваш ребенок может заниматься созданием арта с помощью ИИ, учиться вести собственный блог или создавать анимированные музыкальные ролики. Кстати, у нашей школы есть свое онлайн-пространство, где ученики делятся новостями, творческими проектами и достижениями, участвуют в конкурсах, а также играют в Minecraft и другие игры вместе с учителями.

Еще можно почитать

Курсы для детей

Progkids обратная связь

Записаться на бесплатное занятие проще простого

Уже на первом занятии погрузим в азы разработки и сделаем небольшой проект, которым ваш ребёнок захочет похвастаться.

Оставить заявку

ok image
Ваша заявка отправлена. Скоро мы свяжемся с Вами
Ошибка при отправке формы