← Все статьи журнала

7 культурных факторов в дизайне AR/VR

К 2024 году рынок AR/VR достигнет $300 млрд. Чтобы создавать успешные AR/VR проекты, нужно учитывать культурные особенности разных пользователей.

Вот 7 ключевых факторов, которые влияют на восприятие AR/VR:

Фактор Что нужно учесть
Символы и изображения Разное значение цветов и жестов в культурах
Стиль общения Формат текста, команд и голосовых подсказок
Социальное взаимодействие Аватары, жесты, личное пространство
Восприятие времени Разная реакция на задержки и дедлайны
Подача историй Линейный или интерактивный формат контента
Дизайн интерфейса Размер кнопок, отступы, обратная связь
Доступность Управление голосом, жестами, звуком

Что это значит для разработчиков:

  • Тестируйте с пользователями из разных стран
  • Добавьте настройки языка и культурных параметров
  • Учитывайте особенности каждого региона
  • Делайте интерфейс понятным для всех

Успешные примеры: Pokémon GO (1+ млрд скачиваний), VRChat (социальное VR), HoloLens 2 (управление взглядом и жестами).

Символы и изображения в AR/VR

Символы и изображения в AR/VR воспринимаются по-разному в разных культурах. Вот простая таблица с примерами:

Элемент Западная культура Восточная культура
Белый цвет Чистота, невинность Траур, смерть
Красный цвет Опасность, предупреждение Удача, процветание
Жест "большой палец вверх" Одобрение Оскорбление (Ближний Восток)

Музеи уже используют AR с учетом этих различий. В Сингапуре превратили старые рисунки в 3D-анимации. В Онтарио "оживили" картины — и посещаемость выросла на 84%.

"Наше приложение раскрывает скрытые истории главной музейной коллекции" - Роберт Костелло, продюсер Skin and Bone, Смитсоновский институт

Как это применять:

  • Проверяйте смысл каждого символа для вашей аудитории
  • Тестируйте с людьми из разных культур
  • Добавьте настройки для разных групп пользователей

Pokémon GO — отличный пример. Игра учитывает особенности каждой страны и набрала больше миллиарда скачиваний.

Слова и стили общения

В AR/VR нужно говорить на языке пользователя. Вот главные отличия между регионами:

Регион Как общаться На что обратить внимание
США "Нажмите здесь" Короткие команды
Япония "Возможно, стоит..." Вежливые формы
Ближний Восток Текст справа налево Другой порядок элементов

VR-игра Crystallize это подтверждает. 68 игроков изучали японский через VR - кланялись, соблюдали этикет. Такой подход помог им быстрее освоить язык и понять культуру.

"В голосовом интерфейсе главное - понимать разные акценты и диалекты" - Марк Ашер, Adobe

Чек-лист для AR/VR:

  • Кнопка смены языка на видном месте
  • Простые иконки вместо текста
  • Голосовые подсказки на нужном языке
  • Правильные форматы чисел и дат

Частые проблемы:

  • Автоперевод без редактуры
  • Фиксированные блоки для текста
  • Нет проверки с носителями языка

Правильная локализация работает: ученики лучше учатся в AR-приложениях на родном языке, а виртуальные примерочные с локальными настройками продают больше одежды.

3. Как люди взаимодействуют

AR/VR копирует социальные нормы из реального мира. Пользователи создают аватары, которые показывают их личность и дают новые способы самовыражения.

Тип взаимодействия Как это работает Что происходит
Без слов Движения тела и эмоции Машут руками, танцуют
Звук в пространстве Как в жизни Громкость зависит от дистанции
Групповые занятия Общие события Игры, встречи, шоу

В VRChat и Rec Room люди собираются и проводят время вместе. Звук работает как в реальности - чем ближе стоишь, тем лучше слышишь разговор.

"AR/VR помогает бороться с предрассудками и делает общество лучше" - Эллис Дик, ITIF

Главное для разработчиков:

  • Добавить жесты и эмоции
  • Сделать реалистичный звук
  • Создать общие зоны
  • Защитить от агрессии

AARP сделали Alcove - "виртуальную гостиную", где семьи могут быть вместе. Это отличный пример, как AR/VR объединяет разные поколения.

Stanford показывает, как технологии меняют взгляд на мир. В их фильме 1000 Cut Journey зритель видит жизнь глазами чернокожего человека, который сталкивается с расизмом.

sbb-itb-b726433

4. Разное восприятие времени и пространства

В VR пользователи из разных стран ведут себя по-разному. Их поведение зависит от того, как они понимают время и личное пространство.

Тип восприятия Западные страны Восточные страны
Время Линейное, точность Циклическое, гибкость
Личное пространство Большие расстояния Малые расстояния
Внимание Отдельные объекты Общая картина

Как меняется личное пространство:

Тип общения В жизни (см) В VR (см)
Близкие 92 133
Личные 121 207
Социальные 171 276

"VR - новая платформа общения. В ней вы можете делиться пространством и опытом с другими людьми, чувствуя себя рядом с ними" - Марк Цукерберг, CEO Meta

Главные отличия:

  • В VR люди стоят на 60% дальше друг от друга
  • Женщины и пожилые люди держат большую дистанцию
  • В Румынии, Венгрии и Саудовской Аравии предпочитают стоять дальше
  • В Аргентине, Перу и Болгарии - ближе

Исследователи из Йоркского университета подтвердили: нарушение личных границ в VR так же неприятно, как и в обычной жизни.

Про время:

Австрийцы плохо переносят задержки между действием и откликом системы. Монголы относятся к этому спокойнее.

Пример: корейские заказчики жаловались на индийскую IT-компанию из-за строгих дедлайнов "в американском стиле". Это показывает, как по-разному люди относятся ко времени.

"Время зависит от культуры. Каждая этническая и национальная группа воспринимает его иначе" - Хайян Хуан, исследователь

5. Структура и содержание историй

VR меняет способ подачи историй. Каждый формат по-своему влияет на восприятие контента.

Тип истории Что это Где применяется
Линейный От начала к концу Обучение
Нелинейный Пользователь выбирает путь Музеи
Интерактивный Зритель участвует в сюжете Выставки

Что уже работает:

Open Heritage перенес в VR 26 исторических мест - от Помпей до индейских построек Меса-Верде.

В Институте цифровой археологии восстановили арку из Пальмиры по фото.

Археолог Саймон Янг создал VR-версию римских руин для просмотра на телефоне.

"В VR главное - это связь погружения и простого взаимодействия с культурным контекстом" - Эрик Чемпион и Мафкересеб Кассахун Бекеле, эксперты по культурному наследию

Из чего состоит VR-история:

Часть Задача
Звук Ведет зрителя
Картинка Проще = понятнее для детей
Метки Помогают найти путь

Кто делает круто:

  • Audience Labs от Королевской оперы соединяет классику и VR
  • Национальный театр показал wonder.land в VR - зрители пьют чай с Чеширским котом
  • UNVR от ООН показывает быт людей по всему миру

В VR нельзя заставить зрителя смотреть в одну точку. Поэтому звук и визуальные подсказки становятся ключом к рассказу истории.

6. Меню и кнопки в дизайне

VR-интерфейс должен быть простым и понятным. Вот главные элементы:

Элемент Что делаем Зачем
Кнопки 20+ мм в размере Легко попадать пальцем
Отступы Большие промежутки Нет случайных нажатий
Обратная связь Звук + движение Понятно, что кнопка сработала
Подсветка Реагирует на руку Видно глубину и расстояние

В VR работают 3 типа меню:

Тип Что это Где используем
Радиальное Круговое меню Быстрый выбор действий
Объектное Через предметы Работа с вещами
Взглядом Смотрим и выбираем Простая навигация

"В VR нужно найти баланс между количеством жестов и элементами интерфейса" - Фабин Рашид, UX-дизайнер

Как это работает на практике:

В "Fantastic Contraptions" меню - это кот. Он носит предметы, и игроки берут их прямо у него. Просто и понятно.

"Ameyt World" сделали всего два жеста:

  • Один палец = идти
  • Два пальца = поворачиваться

Главные правила:

  • Текст на вогнутых панелях
  • Показываем, как делать жесты
  • Реагируем на каждое действие
  • Размер зависит от типа действия

7. Делаем AR/VR доступными для всех

AR/VR - это не только про крутые технологии. Это про то, как сделать виртуальный мир открытым для КАЖДОГО пользователя.

Особенность Решение Эффект
Зрение Звук + вибрация Помогает ориентироваться
Слух Текст + световые сигналы Передает информацию
Движение Голос + взгляд Упрощает управление
Когнитивные Простой интерфейс Снижает сложность

Microsoft HoloLens 2 уже показывает, как это работает. Очки следят за глазами и руками - и контроллер больше не нужен. А проект Canetroller помогает незрячим людям тренировать навыки ходьбы с тростью через вибрацию и звук.

"Виртуальный доступ может стать отличной альтернативой физическому присутствию" - Лидия Браун, правозащитник

Как сделать AR/VR лучше:

  • Тестируйте с разными пользователями
  • Добавьте настройки текста и цветов
  • Сделайте управление без контроллеров
  • Используйте звук, свет и вибрацию

К 2024 году AR будут пользоваться 1,7 миллиарда человек. И каждому должно быть удобно.

Ключевые моменты

Фактор Что учесть Как применить
Доступность Способы управления Комбинация голоса, жестов, контроллеров
Локализация Особенности региона Язык и символы конкретной страны
Навигация Простые указатели Маркеры + звуковые сигналы
Комфорт Меньше нагрузки Гибкие настройки экрана

AR и VR меняют рынок БЫСТРО:

  • 35% архитекторов работают с AR/VR
  • Рынок достигнет $192.7 млрд к 2024
  • 1.7 млрд человек будут использовать AR к 2024

"AR/VR открывают новые возможности для доступного дизайна" - Дилан Фокс, XR Access

Как сделать AR/VR удобным:

  • Ставьте объекты близко (до 70 см)
  • Добавьте опции для текста и звука
  • Берите только качественные 3D модели
  • Проверяйте на разных пользователях
Элемент Как улучшить
Текст Крупный шрифт + высокий контраст
Звук Аудио-описания + текст
Графика Чёткие модели + пометки
Управление Разные способы взаимодействия

Кто делает это хорошо:

  • HoloLens 2: следит за глазами и руками
  • Canetroller: помогает незрячим через вибрацию
  • Teacher's Lens: учит преподавателей в VR

Исследование Стэнфорда показало: VR помогает лучше понимать других людей и мотивирует помогать им. Поэтому важно делать AR/VR понятным для каждого.

Еще можно почитать

Курсы для детей

Progkids обратная связь

Записаться на бесплатное занятие проще простого

Уже на первом занятии погрузим в азы разработки и сделаем небольшой проект, которым ваш ребёнок захочет похвастаться.

Оставить заявку

ok image
Ваша заявка отправлена. Скоро мы свяжемся с Вами
Ошибка при отправке формы